Как выступать на публике: 5 секретов презентаций и питчингов
Во время питчинга решается судьба многих проектов. Рассказываем про секреты, как выделиться из массы и донести идею ярко и убедительно. Нужна ли для презентаций компьютерная графика и нужно ли учиться копирайтингу. С чего начать речь и чем закончить.
онлайн-курс для архитектора

Четкая структура

Шаг 1

Надо научиться сразу зацепить внимание слушателей: начать с острого вопроса, шокирующего факта или эмоциональной истории. Вступление должно быть коротким, но при этом интригующим, создавая основу для дальнейшего рассказа.
“Пока я ехал на это выступление, наблюдал из машины, как молодая мама не могла поставить коляску на пандус, чтобы зайти в подземный переход. Пандус был шире, чем расстояние между колес”

Шаг 2

Затем следует перейти к сути — объяснению проблемы и её решения, которое предлагает ваш стартап. Инвесторы всегда ищут проекты, которые могут решить конкретные задачи.
“Поэтому я еще раз убедился, что лифты для подземников, которые я хочу построить, нужны в каждом крупном городе как воздух”

Шаг 3

Подчеркните уникальность вашего продукта, акцентируя внимание на том, почему он лучше существующих аналогов.
“Лифты в подземку есть в Москве, в Питере, в Екатеринбурге и еще в паре городов. Но во-первых, далеко не в каждом переходе, а во-вторых, вы видели габариты этих лифтов? С одной коляской в них еще можно поместиться. А если эта коляска для двойни? Все - идешь пешком, с двумя детьми на руках, а коляску, видимо приходится отправлять в свободное падение по лестнице. Поэтому лифты должны быть площадью как минимум 2м х 2м. И вот как их можно встроить в конструкцию переходов:....”

Шаг 4

Финальная часть должна быть посвящена перспективам — как ваш проект будет расти, какие у него цели и как инвесторы могут извлечь выгоду.
“Государство выделяет субсидии на подобные проекты (в таком-то размере). Плюс мы повесим в этих лифтах рекламные щиты и будем продавать рекламные места, а это доход в (столько-то рублей в месяц). Таким образом, ваши вложения окупятся через (срок)”

Визуализация — мощный инструмент

Презентация — это не только слова, но и визуальный контент. Кстати, исследования убедительно показывают, что люди намного лучше воспринимают информацию, если она подкреплена графиками, диаграммами и изображениями. Хорошо оформленные слайды помогают не только визуализировать данные, но и упрощают восприятие сложных концепций. Однако важно помнить о мере: перегруженный текстом или графикой слайд может вызвать обратный эффект, отвлекая внимание от основной идеи.
Информация с первого слайда воспринимается легко, а со второго - сложно, даже несмотря на картинки и графики. Слайд перегружен
Используйте простые, но выразительные визуальные элементы, которые подчеркивают основные моменты, помогая аудитории лучше запоминать те или иные ключевые идеи. Как в примере с бургером выше.

Каждый слайд должен поддерживать и дополнять то, о чём вы говорите, а не дублировать текст или перегружать внимание слушателей.
Возьмем для примера тот же слайд с бургером. Когда мы его показываем, то на фоне можем проговаривать что-то вроде такого: “Затраты на упаковку на 2% превысили сумму чистой прибыли компании” Про остальные цифры можно не говорить, если они не являются центральные в вашей речи. А лишь предложить слушателям изучить слайд и познакомиться с остальными тратами, если им интересно.

Эмоциональная связь с аудиторией

Одной из ошибок многих стартаперов является чрезмерное увлечение цифрами и техническими деталями. Да, инвесторам важны данные, но не менее важно эмоциональное вовлечение. Люди доверяют тем, кто умеет пробудить у них эмоции.

Расскажите историю создания вашего проекта, поделитесь своими трудностями и победами. Эмоции способны сблизить вас с аудиторией и сделать вашу презентацию намного более живой и запоминающейся.
“Пока мы проектировали корпус лифта, я пытался втиснуться в макеты с коляской для двойни, с инвалидной и даже с двухметровыми плинтусами - мало ли что люди несут с собой. Причем коляску брал у друзей, “инвалидку” заказывал на прокат через Авито, а плинтуса просил в Леруа Мерлен из списанных бракованных товаров”
Важно помнить и о языке тела: уверенные жесты, открытая поза и правильная интонация могут сыграть решающую роль в восприятии вашей речи. Слушатели подсознательно реагируют на невербальные сигналы, и это может значительно усилить или, наоборот, ослабить ваше воздействие.

Практика — ключ к успеху

Не забывайте, что даже самая идеальная презентация требует практики. Репетиции позволяют не только улучшить подачу, но и справиться с волнением, которое часто сопровождает выступления перед аудиторией. Чем лучше вы подготовитесь, тем увереннее будете чувствовать себя на сцене, что непременно отразится на результатах вашего питчинга.

Кроме того, во время практики вы сможете оценить, насколько хорошо воспринимаются ваши аргументы и где их можно усилить. Обратная связь от опытных коллег либо друзей также может быть очень полезной — они могут заметить слабые места, которые вы упустили из виду.

Неожиданное завершение: оставить след в памяти

Заключительная часть презентации должна быть особенно яркой и запоминающейся. Оставьте аудиторию с мыслью, которую они будут обдумывать ещё долго после вашего выступления. Это может быть неожиданная цитата, парадоксальный факт или сильный призыв к действию.
“И вообще, не понятно, почему о лифтах не думали застройщики в СССР, когда строили хрущевские пятиэтажки. Ладно еще на второй-третий этаж подняться можно. Но на четвертый и пятый, если у тебя маленький ребенок, если ты уже в возрасте, да или просто сломал ногу… КАК? А ведь миллионы людей до сих пор живут в таких домах”
Представьте, что ваша идея — это росток, который вы только что посадили в умы слушателей. Ваша задача — дать ему такие корни, чтобы он смог расти и развиваться в их сознании. Главное, чтобы аудитория ушла с чувством, что они стали свидетелями чего-то действительно особенного и перспективного. А что, если ваше выступление не просто расскажет о продукте, но и станет поворотным моментом для всего вашего, и не только вашего, будущего?

Удерживать внимание аудитории важно уметь не только во время устного выступления, но и в письменной самопрезентации. В том же описании проекта или в портфолио. С навыками красноречия никто не рождается. Даже Пушкин намеренно их в себе развивал. Поэтому если при поиске проектов вы рассылаете портфолио или презентацию, то посетите короткий онлайн-курс “Верстка профессионального портфолио от А до Я”. На нем вы научитесь делать шикарное цепляющее портфолио и используя те же навыки - такие же крутые презентации.

Подписывайтесь на соцсети META Education и пишите в директ. Мы ответим и все расскажем про курсы и поможем стать архитектором, дизайнером - да кем угодно из востребованных профессий 2025, кого забирают к себе работодатели, ищут заказчики и с кем мечтают работать инвесторы.