Как выбирают сотрудников: Никита Асадов про отбор, стажировку и найм в архитектурном бюро

Никита Асадов - главный архитектор московского бюро ASADOV. Он постоянно нанимает на стажировки студентов архитектурных вузов и отбирает отклики на открытые вакансии. Мы поговорили с ним и выяснили, как выглядит отбор откликов на вакансии глазами работодателя. 

Интервью обязательно читать всем начинающим архитекторам и дизайнерам, у кого еще небольшой опыт поиска работы. Здесь все ответы на то, почему не берут на работу с большим портфолио, каким должно быть портфолио, чтобы его заметили и пригласили на собеседование и еще много всего.
как выбирают сотрудников в архитектурное бюро
Никита Асадов
Никита Асадов
главный архитектор проектов бюро ASADOV, соучредитель агентства развития городов «Точка роста» и руководитель направления “Архитектура и пространственное развитие”
Никита, давай начнем с первичных моментов: как к вам приходят сотрудники и как они проходят отбор?
-- Примерно восемь лет назад мы решили пригласить к себе на практику больше ребят, чем обычно. Тогда к нам пришло порядка тридцати человек. Наш офис располагался недалеко от Дома Архитекторов, и мы организовали такую массовую стажировку прямо в нем. И после той практики поняли, что по формату это больше похоже на летнюю школу для архитекторов. И с тех пор каждый год мы стараемся делать такую стажировку в расширенном формате в летний период.

Но что мы поняли за это время?
Что сейчас практически отсутствует этап связки между вузовским образованием и рабочими процессами. Эта сшивка профессии и обучения мало где сейчас создается, а мы работаем с разными вузами страны, поэтому я могу уверенно об этом говорить. Мне даже сложно сказать сейчас есть ли такие архитектурные вузы, студентов которых мы не приглашали на практику. И мы увидели, что наша летняя практика дает очень много студентам в плане опыта в бюро. И это то, чего в институтах они не получают.

Во-первых, у нас происходит настоящее погружение в профессию. Даже если ты просто находишься в том же офисе и наблюдаешь за рабочими процессами.
Во-вторых, — это интенсив. То есть ты за месяц сможешь получить то, что в течение нескольких лет не сможешь получить в рамках учебного заведения. Это другой формат, другой подход, другие скорости, в это нужно просто погрузиться и почувствовать.
В-третьих, задачи, которые мы даем, максимально приближены к рабочим процессам. Мы стараемся погрузить студентов максимально близко к реальной работе.
В-четвертых, специфика бюро — это большая палитра типологии, в которой мы работаем. Мы подбираем задачи, исходя из нашего понимания перспективности, что максимально полно дает раскрытие профессии.

Например, мы не стараемся давать задания в плане интерьеров, потому что с ними можно поработать и в других бюро. Мы ставим более масштабные, более крупные задачи, для решения которых не всегда просто найти специалистов. Это работа с городскими объектами, причем в идеале на стадии концепции.

Такому не обучают в вузах, но это тот опыт, который требуют в любом бюро. Потому что первое, чем занимается стажер или начинающий архитектор, это рабочка — детальное проектирование эскизных проектов крупных городских объектов. Мы как раз и сделали это как специфику нашей летней школы.

Иногда мы делаем упор на благоустройстве или на любых других типологиях и стараемся минимально участвовать в рамках практики и смотрим на результаты и опыт, который студенты получают. Каждый год задачи стажировки немного меняется.

Первое, что мы поняли практически на старте: очень сложно интегрировать в реальный ритм бюро вчерашних студентов или тех, кто ещё учится. Не имея опыта работы, они еле-еле включаются в такие процессы.

И этот нюанс вызывает большую боль у всех, кто пытается после вуза устроиться в авторские бюро, которые делают что-то более-менее интересное в плане архитектуры. Потому что у них высокие требования к конечному продукту и по качеству, и по скорости. Чтобы им соответствовать, кандидату неизбежно нужно иметь 2-3 года опыта подобной работы.

И получается замкнутый круг, что не постажировавшись где-то, у вас этого опыта нет. А без него на работу вас взять не могут. И чтобы его немножко разомкнуть, мы, собственно, и делаем свой курс стажировок. Поэтому если поначалу брали ребят только летом, то теперь стараемся устраивать и стажировки в течение года, чтобы охватить больше ребят. Обычно это апрель-май или март-апрель. Таким образом мы формально закрываем практику по договору с институтом в сроки, которые необходимы.

В принципе, мы это делаем, в том числе, и для себя. Потому что спустя пару лет многие возвращаются, и мы берем их в штат. Таким образом, у нас всегда есть пул потенциальных кадров, которых можно привлечь. Особенно в периоды высокой загруженности.

Однажды у нас был период, когда нужны были специалисты с определенными навыками, и мы тогда довольно сильно расширились. Потому что быстро собрали команду из “своих” ребят.

Мы пытались анализировать критерии отбора сотрудников и поняли несколько закономерностей.

Бывает, что на практике видим, как человек работает, как включается процесс, его личные качества. А портфолио его довольно сырое, и нет даже владения архитектурными программами.

Большой плюс при отборе даёт любой опыт работы, даже не связанной с архитектурой. Потому что это говорит о том, что он понимает, как взаимодействие с командой выстраивать. Ну и другие софт скиллы, которые только в опыте взаимодействия нарабатываются.

И ещё существует целый пул критериев, которые невозможно или дико сложно приобрести. Например, насколько человек активный или наоборот вдумчивый и спокойный. Ведь для сферы эскизного проектирования скорость в приоритете. А для проектирования детального раздела - это уже на следующих стадиях проекта - важны: внимательность, погруженность, желание разбираться в деталях, изучать их и очень круто в них себя чувствовать.

То есть выбор кандидата часто зависит от его характера и вакансии, на которую он претендует.

Ты уже перешёл на психотипы людей. Но давай резюмируем вопрос вашей стратегии набора сотрудников. Отбор у вас идет через большое «сито» — ваш архитектурный лагерь, и оттуда уже набираются люди, которые остаются у вас в компании. Правильно?
-- Да, в том числе. Но это то, что касается работы со студентами. Потому что понятно, что ещё есть отбор уже практикующих архитекторов, которые переходят из других компаний.
Тогда на что вы внимание обращаете во время набора опытных специалистов?
-- Скорее на резюме и участие в разных проектах. Но портфолио, конечно, тоже очень важно, в зависимости от направлений.

Если нам нужно получить от человека больше опыта участия в стадиях детального проекта, то оценивать портфолио с точки зрения творчества мы не будем - оно здесь не критично. Но на эскизные проекты мы внимательно отбираем портфолио и в приоритете те, которые выигрышны в творческом плане. Ведь нам нужно визуально увидеть результат работы человека.

В нашей профессии есть серьезное разделение на чисто архитекторов и визуализаторов. Хотя мы всё-таки стараемся, чтобы у нас эти две функции были интегрированы в одном специалисте.

Вот поэтому всем архитекторам нужно обращать собирать все свои проекты с учебы и с практик, вставлять их в портфолио. Но опять же, исходя из задач, которые вам ближе и над которыми хотите работать. Как раз на стажировках многие сами начинают понимать более близкое им направление. Когда происходит это самоопределение, можно сознательно двигаться в ту сторону, которая ближе вам.

Здесь вы начнете вычищать портфолио, оставляя в нем преимущественно те проекты, которые выполнены в интересном вам направлении. Например,  кому-то интересна визуализация, кому-то — концептуальное решение, а кому-то — более детальное. Это тоже большой плюс архитектуры.

Получается, так: вам прислали портфолио, вы не смотрите в нем всё подряд, а больше внимания уделяете части, в которой указаны проекты соискателя?
-- В основном да. Нам нужно, чтобы это был релевантный опыт, с одной стороны. Но с другой, не менее важны знания и умения работать с программами, в которых мы работаем. Бывает, что они не совпадают, и даже хороший кандидат, но владеющий совершенно другим софтом, нам не подходит.

Вообще, требования сейчас плюс-минус одинаковы везде. Хотя есть бюро, которые ещё с нулевых годов работают в ArchiCAD. Есть отдельное бюро, которое работает в неожиданных связках. Здесь жесткого стандарта нет. И это тоже важно учитывать, когда вы отправляете портфолио. Нужно понимать, в чём работает компания и насколько ваш опыт релевантен для неё.

А как у вас организован весь процесс от просмотра портфолио до собеседования? И как проводится собеседование?
-- Первое касание — беглый просмотр портфолио. Дальше мы уже встречаемся, обсуждаем... Сейчас перешли в онлайн-формат. Пяти минут беседы достаточно, чтобы понять, по каким моментам мы можем не совпадать.

И если по общению мы сошлись, то дальше включается следующий формат -  что-то типа испытательного срока. Месяца-полутора обычно хватает, чтобы понять, насколько мы совпадаем и сможем ли работать друг с другом вдолгую.
А далее — интеграция в команду. Это тоже, кстати, длительный процесс. До полугода может легко занимать, если не больше.

Получается, вы пообщались с человеком, взяли на испытательный срок, далее человек внедряется в проект где-то полгода? Условно, в течение полгода вы понимаете ваш ли это сотрудник, верно?
-- Это понимание скорее за месяц приходит, а дальше просто полгода нужно, чтобы влиться в единый стандарт работы, специфику понять, рабочие процессы и взять то, что близко.

Есть очень много моментов, которые ты, даже будучи супер профессионалом, быстро просто не поймёшь. Вот поэтому месяц берем просто чтобы определиться, насколько нам по пути.

Бывало и такое, что у человека классное портфолио, на созвоне все замечательно, думаем, что прямо классный сотрудник, но в течение месяца понимали, что расходимся во мнениях, в мышлении, в самой логике работы и тому подобное.

Бывает, сталкиваемся со сложным взаимодействием. Но это не в минус, это именно специфика работы бюро. Здесь сильно разнится и характер команд, и устройство, и даже принятие решений где-то делегируется сотрудником, а где-то они чисто исполнители. Здесь все очень по-разному. И если вы не сошлись с каким-то бюро, то это нормально и большой плюс для вас как для архитектора понять, какая философия и какой подход вам ближе.

А насколько ты можешь идентифицировать человека по портфолио и заранее понять, какой он по психотипу и на какую вакансию его можно взять? И хотелось бы на примере портфолио узнать о каких-то моментах, почему вы взяли этого человека к себе, и какой итог получили?
-- Можем быстро пробежаться по случайному портфолио. Вот портфолио, которые нам присылали студенты в прошлом году. Вот что считывается с первого взгляда в течение 5-10 секунд.

Скрины портфолио, архив бюро ASADOV
Здесь большой плюс в том, что оно довольно краткое. Уже на уровне файла есть понимание, что оно не слишком большое. Быстро открывается и загружается. Это базовые вещи, и они сделаны правильно, что является большим плюсом.

По графике: здесь она хороша, так как выполнена в сдержанной цветовой гамме и без лишнего дизайна. Есть приятное впечатление, как от буклета.

Немного избитая тема обложки и, если присмотреться, не очень качественный растр. Есть вопросы к шрифтам. По дизайну можно было бы подтянуть, но в целом хорошо.

По программам лично мне здесь хватает информации для понимания, чем человек пользуется в качестве основных инструментов, и что знает, но не использует.

Перечисление программ и шкала владения языками
--Сейчас все советуют убирать эту шкалу знания программ, а я бы как раз оставлял её. Ведь по ней понятно, что, к примеру, в AutoCAD работает хорошо, а в Revit есть только база.

Обычно это выясняется в процессе взаимодействия, но лично мне намного проще принять решение по кандидату, если шкала владения программами отображена в портфолио.
Но ведь оценка по шкале - это чисто субъективное мнение соискателя?
-- Да, это скорее для удобства понимания пула программ, в которых он работает.
То есть если для тебя это портфолио приемлемо, ты пригласил бы на собеседование его автора?
-- Зависит от методики. Большинство компаний наоборот отсеивают по портфолио достаточно сильно и отбирают минимум человек на первом этапе. Мы же постепенно пришли к формату, когда отсеиваем меньше половины на уровне портфолио, а основной фильтр оставили на уровне владения профессиональным софтом.

Более того, мы сейчас сделали таблицу, куда участники сами вносят свои программы, и мы там уже смотрим, насколько претенденты сильны в определенных программах, и насколько это совпадает с нашей компанией.

Мы сделали это, исходя из того, что иначе очень сложно подобрать задачи даже на практику, чтобы понимать, чем занять человека, чтобы практика принесла ему максимальную пользу.

А есть какие-то эффектные портфолио, которые вы бы демонстрировали ребятам как пример?
-- Да, но такие работы в основном делают уже не студенты. И здесь сравнивать сложнее, потому что критерии оценки кандидатов другие.

Для студенческих работ вполне характерна некоторая наивность и даже приемлемо то, что считается красным флагом в портфолио профессионала. И с ним можно попасть на стажировку, либо на должность помощника архитектора. Но если претендовать на место в какой-то серьезной компании с портфолио студенческого уровня, может возникнуть диссонанс.

Разбираем портфолио дальше:

Скрины портфолио, архив бюро ASADOV
-- Тут, например, слишком много дизайна, который не нужен. И он к тому же морально устаревший, что не ок. По проектам тоже видно, что они по стилистике устаревшие — слишком контрастные по цветам, переусложнённые фасады, макетики домиков не идеально сделаны.

Но для студенческих первых курсов это вполне ок. А для профпортфолио - не супер.
Проект дорожной развязки, работа из портфолио студента (архив бюро ASADOV)
проект дорожной развязки, архив бюро ASADOV
-- Эта визуализация дорожной развязки, с точки зрения результата, неплохая, но не очень понятно, делал ли студент её самостоятельно или только участвовал в проекте на каких-то этапах.
Пример ручной графики в портфолио студента (архив бюро ASADOV)
-- Графика именно в таком исполнении в архитектурном портфолио не к месту. Ну умеете - да, а для чего в бюро использовать этот навык?

Даю совет: если вы считаете, что нужно показать уровень владения ручной графикой, то можно собрать все зарисовки на один лист. Этого будет вполне достаточно. В принципе, здесь и собрано в один лист, но ощущение, что чего-то не хватает. Могло быть больше, интереснее, разнообразнее и как-то по-другому подано.

Следующее портфолио. Здесь на обложке эскиз не супер потрясающий. И по вёрстке тоже не идеально. Но какие-то неплохие схемы в нем есть, хотя они тоже могли быть чуть более детализированные. Отдельные картинки, с точки зрения дизайна, неплохие.

Скрины из портфолио студента (архив бюро ASADOV)
-- Вот хорошее портфолио. Здесь по вёрстке неплохо. Но архитектура, я бы не сказал, что потрясающая, но в целом, неплохая. С точки зрения знания программ, может быть, неплохо. Есть детальные планировки с неплохими цветами - это плюс.
Скрины из портфолио студента (архив бюро ASADOV)
-- Здесь классная обложка, которая цепляет. И само оформление страниц интересное. Однако некоторые объекты внутри явно срисованы с существующих чужих построек, и это портит впечатление. Так делать не советую.
Скрины из портфолио студента (архив бюро ASADOV)
-- Ниже хороший пример оформления шкалы знания программ. По ней более-менее понятно, что человек хотя бы в ArchiCAD работать в основном. Но с точки зрения интеграции бюро девушке будет сложновато.

Скрин из портфолио студента (архив бюро ASADOV)
-- Есть в этом же портфолио неплохие проекты, схемы симпатичны по графике, довольно неплохо по архитектуре. Есть ощущение, что, несмотря на ArchiCAD, можно попробовать переобучить в Revit и в дальнейшем работать совместно. Общая стилистика неплохая, что очень важно.
Скрины из портфолио студента (архив бюро ASADOV)
Ты оценил высоко графику в первом портфолио. Вы пригласили в итоге автора этого портфолио собеседование?
-- Да. Мы стараемся приглашать на практику всех, кто мог бы подойти нам. И в ходе разговора понимаем, сможем сработаться или нет.

Здесь хотя бы интересная обложка, что сразу цепляет. После просмотра нескольких сотен портфолио с точки зрения дизайна, вёрстки и выбора шрифтов я уже сразу понимаю, что можно ожидать от соискателя. Конкретно здесь всё неплохо и по графике, по содержанию и по компоновке.


Скажи, насколько важна графика портфолио для компании?

-- Во-первых, есть внутренний стандарт в бюро. У нас и в любой другой компании уже всё упорядочено, и что-то придумывать не нужно. Поэтому нам важно брать тех, кто знает, как работать с сеткой, знает базовые правила, которые мне не придется потом объяснять.

Это плюс для любой работы. Не так важна сборка альбомов, оформление чертежей, компоновка чего-либо на генплане. Важны базовые истории, которые понадобятся потом везде.

Плюс учитываем некие признаки аккуратности. Например, по умению собрать что-либо, по верстке. И неважно портфолио это или проект. От этого зависит первое впечатление и решение, стоит ли ознакомиться подробнее с работой или нет.
Если да, то дальше мы смотрим проекты и понимаем, насколько они ок по детализации, по графике, по визуализациям, по аккуратности.

В следующей работе очень классно показаны отдельные фрагменты, что-то интересное в этом портфолио есть. Даже если проект по архитектуре не суперсовременный, но вы показываете неплохую детализацию, то я понимаю, что работать с вами будет интересно и легко

Скрины из портфолио студента (архив бюро ASADOV)
То есть, по портфолио ты можешь определить темперамент человека?
-- Да, то же самое и по вёрстке, и по каким-то ощущениям от картинок. Фотографии кандидата на обложке - вообще самый лучший показатель. То, какое фото вы ставите, наглядно показывает и ваш жизненный вайб, и отношение к работе и жизни.

Но работы, как я говорил, тоже говорят много. По этой видно, что это казанская школа, потому что у них классная ручная графика, очень специфичная и узнаваемая.

Ручная графика в портфолио студента (архив бюро ASADOV)