-- Примерно восемь лет назад мы решили пригласить к себе на практику больше ребят, чем обычно. Тогда к нам пришло порядка тридцати человек. Наш офис располагался недалеко от Дома Архитекторов, и мы организовали такую массовую стажировку прямо в нем. И после той практики поняли, что по формату это больше похоже на летнюю школу для архитекторов. И с тех пор каждый год мы стараемся делать такую стажировку в расширенном формате в летний период.
Но что мы поняли за это время?
Что сейчас практически отсутствует этап связки между вузовским образованием и рабочими процессами. Эта сшивка профессии и обучения мало где сейчас создается, а мы работаем с разными вузами страны, поэтому я могу уверенно об этом говорить. Мне даже сложно сказать сейчас есть ли такие архитектурные вузы, студентов которых мы не приглашали на практику. И мы увидели, что наша летняя практика дает очень много студентам в плане опыта в бюро. И это то, чего в институтах они не получают.
Во-первых, у нас происходит настоящее погружение в профессию. Даже если ты просто находишься в том же офисе и наблюдаешь за рабочими процессами.
Во-вторых, — это интенсив. То есть ты за месяц сможешь получить то, что в течение нескольких лет не сможешь получить в рамках учебного заведения. Это другой формат, другой подход, другие скорости, в это нужно просто погрузиться и почувствовать.
В-третьих, задачи, которые мы даем, максимально приближены к рабочим процессам. Мы стараемся погрузить студентов максимально близко к реальной работе.
В-четвертых, специфика бюро — это большая палитра типологии, в которой мы работаем. Мы подбираем задачи, исходя из нашего понимания перспективности, что максимально полно дает раскрытие профессии.
Например, мы не стараемся давать задания в плане интерьеров, потому что с ними можно поработать и в других бюро. Мы ставим более масштабные, более крупные задачи, для решения которых не всегда просто найти специалистов. Это работа с городскими объектами, причем в идеале на стадии концепции.
Такому не обучают в вузах, но это тот опыт, который требуют в любом бюро. Потому что первое, чем занимается стажер или начинающий архитектор, это рабочка — детальное проектирование эскизных проектов крупных городских объектов. Мы как раз и сделали это как специфику нашей летней школы.
Иногда мы делаем упор на благоустройстве или на любых других типологиях и стараемся минимально участвовать в рамках практики и смотрим на результаты и опыт, который студенты получают. Каждый год задачи стажировки немного меняется.
Первое, что мы поняли практически на старте: очень сложно интегрировать в реальный ритм бюро вчерашних студентов или тех, кто ещё учится. Не имея опыта работы, они еле-еле включаются в такие процессы.
И этот нюанс вызывает большую боль у всех, кто пытается после вуза устроиться в авторские бюро, которые делают что-то более-менее интересное в плане архитектуры. Потому что у них высокие требования к конечному продукту и по качеству, и по скорости. Чтобы им соответствовать, кандидату неизбежно нужно иметь 2-3 года опыта подобной работы.
И получается замкнутый круг, что не постажировавшись где-то, у вас этого опыта нет. А без него на работу вас взять не могут. И чтобы его немножко разомкнуть, мы, собственно, и делаем свой курс стажировок. Поэтому если поначалу брали ребят только летом, то теперь стараемся устраивать и стажировки в течение года, чтобы охватить больше ребят. Обычно это апрель-май или март-апрель. Таким образом мы формально закрываем практику по договору с институтом в сроки, которые необходимы.
В принципе, мы это делаем, в том числе, и для себя. Потому что спустя пару лет многие возвращаются, и мы берем их в штат. Таким образом, у нас всегда есть пул потенциальных кадров, которых можно привлечь. Особенно в периоды высокой загруженности.
Однажды у нас был период, когда нужны были специалисты с определенными навыками, и мы тогда довольно сильно расширились. Потому что быстро собрали команду из “своих” ребят.
Мы пытались анализировать критерии отбора сотрудников и поняли несколько закономерностей.
Бывает, что на практике видим, как человек работает, как включается процесс, его личные качества. А портфолио его довольно сырое, и нет даже владения архитектурными программами.
Большой плюс при отборе даёт любой опыт работы, даже не связанной с архитектурой. Потому что это говорит о том, что он понимает, как взаимодействие с командой выстраивать. Ну и другие софт скиллы, которые только в опыте взаимодействия нарабатываются.
И ещё существует целый пул критериев, которые невозможно или дико сложно приобрести. Например, насколько человек активный или наоборот вдумчивый и спокойный. Ведь для сферы эскизного проектирования скорость в приоритете. А для проектирования детального раздела - это уже на следующих стадиях проекта - важны: внимательность, погруженность, желание разбираться в деталях, изучать их и очень круто в них себя чувствовать.
То есть выбор кандидата часто зависит от его характера и вакансии, на которую он претендует.